Заикание у взрослых

Заикающийся человек боится не своих запинок. Он, наоборот, боится и не хочет ГОВОРИТЬ ЗВУКИ людям.

 

Уход в запинки — это способ не говорить звуки.

 

Чтобы сказать слово, надо произнести звуки, которые соответствуют этому слову. 

 

Т.е., когда-то (очень-очень давно))) люди договорились, что некий набор звуков, произнесенных поочередно имеет конкретный смысл. 

 

В голове мы держим этот смысл, но по факту просто произносим набор звуков.

 

Заикающийся совершенно спокойно может рассказывать что-то своей кошке или любимому хомячку без единой запинки. 

 

Но как только меняется собеседник (фон), начинаются ступоры, запинки, возникает заикание.

 

Мозг человека так устроен, что мысленно можно представить, как ты говоришь какую-то фразу буквально за мгновение (смысл фразы).

 

 

Но чтобы реально сказать эту фразу ЗВУКАМИ, потребуется некоторое время.

 

Звуки надо произносить последовательно, один за другим, как вагончики поезда. 

 

Невозможно одномоментно сказать 2 звука. 

 

Только один. Потом следующий. 

 

Можно сказать очень быстро. Но всегда это будет последовательно.

 

Однако заикающийся пытается одновременно сказать слог и даже целиком слово. Лишь бы “процесс говорения” закончился побыстрее, чтобы как можно меньше фокусировать на себе внимание.

 

Надо мысленно услышать “речевую картинку” и воспроизвести её, проговаривая каждый звук поочередно.

 

Представил — Сказал — Услышал звук, говори следующий и т.д.

 

Никаких чудес, гадания получится — не получится.

 

Четкая работа и конкретный результат.

 

Речь — это не то, что у вас случается, получается или не получается.

 

Это то, что вы делаете сами.

 

Результат зависит исключительно от самого человека. Как он будет работать над собой.

 

На начальном этапе надо отделить смысл от звука.

 

Фокус внимания именно на ЗВУКЕ.

 

Теперь смотри, вот ты стоишь, например, около кассы.

 

Начинаешь говорить и думаешь, что все на тебя смотрят, и от этого закрываешься и напрягаешься еще больше.

И ступоришь, заикаешься.

 

Открыть тебе секрет? Впрочем, ты его знаешь.

 

Это именно ты на себя мысленно смотришь на фоне людей. И не принимаешь, отвергаешь то, что видишь.

 

 

Люди, которые стоят рядом, вообще здесь ни при чем, им наплевать на тебя. Каждый думает о своем.

 

Это ты играешь  с собой в игру: «Я себя не вижу, значит меня нет. Если я себя вижу — я плохой, недостойный, окружающие плохо обо мне думают».

 

Во время речи надо мысленно видеть свое ГОВОРЯЩЕЕ лицо на фоне собеседника.

 

Свое реальное лицо, а не себя в образе кого-то. 

 

Хочу еще раз подчеркнуть — видеть себя не таким, каким бы вы хотели стать когда-нибудь (свою идеальную версию), а именно себя реального. Часто у людей возникают с этим затруднения.

 

Можно тренироваться сначала дома в спокойной обстановке.

 

Заметь и осознай, что  тебе страшно/непривычно/стыдно видеть свое говорящее лицо на фоне собеседника.

 

Ты вытесняешь свое лицо, чтобы не видеть и не чувствовать его.  Соответственно, говорить можешь  только автоматически, на автопилоте.

 

Надо Осознанно видеть и чувствовать свое лицо во время речи, движения рта, языка, артикуляцию.

 

И все это на фоне собеседника.

 

Постарайся как бы со стороны увидеть себя и собеседника. 

 

Мысленно представить / услышать свой голос.

Как правило, человеку неприятно/страшно видеть свое лицо на фоне собеседника. 

Поэтому он убегает в “несознанку”.

 

Забывает, не видит себя в момент общения.

 

Работа над речью без заикания — это работа над твоей личностью и над фокусом внимания на этой самой личности.

 

Заикающийся ждет, что звук произнесётся сам собой. Без участия человека.

 

Но это так не работает.

Звуки надо говорить. Каждый звук поочередно.

 

Тренировка: мысленно представлять, как твоя маленькая Копия произносит звуки для другого человека.

 

Твоя речь — это не то, что получается или не получается. Это то, что ты делаешь или не делаешь.

 

Итак: четко видеть и чувствовать свое лицо на фоне собеседника. Слышать свой голос.

 

Видеть на внутреннем плане маленькую РЕАЛЬНУЮ копию себя.

 

Видеть, как говоришь, произносишь именно ЗВУКИ, а не слова, смысл.

 

Произнесение звуков — это действие.

 

 

Представил — сделал действие — отследил — делаешь дальше.

 

Звуки не сами произносятся — их надо говорить.

 

А для этого выполнять движения губами, языком.

 

Отслеживать это на первых этапах.

 

А для этого надо захотеть  говорить звуки людям.

 

В настоящее время существует много групп по тренировке речи, в реале и в интернете.

 

Люди рассказывают что-то в скайпе, задают вопросы прохожим на улице, звонят по телефону в справочные и в пиццерии, при этом они тренируют «не боязнь» говорить. 

 

Да, это хорошее дело, не бояться, подойти и «прозаикаться» другому человеку:

«скажите, пожалуйста, который час?»

 

Но при этом качество речи, как правило, не улучшается, и со временем вся уверенность сходит на нет.

 

 

Говорить человек продолжает старым способом.

 

Когда человек осознанно говорит звуки другому человеку, он мысленно видит свое лицо на фоне собеседника.

 

Если он не принимает, боится показать свое лицо, возникает ступор. 

 

Человек мысленно хочет вытеснить, убрать свое лицо, чтобы не показывать его другим людям.

 

А по факту он просто сам не хочет видеть и чувствовать свое лицо, рот.

 

На начальном этапе не надо СТАРАТЬСЯ полюбить, принять себя. Часто люди не понимают, как это “полюбить” себя. Считают: вот изменю себя, тогда и полюблю.

 

Надо просто научиться видеть то, что есть, как факт.

 

А когда научишься  четко видеть, тогда можно будет и менять, при необходимости.

 

Мы не просто убираем заикание.

Мы  меняем жизнь, отношение к себе, к людям и событиям.

 

Произнесение звуков — это набор движений губами, языком, телом.

 

На первых этапах надо отслеживать эти действия.

 

Сначала надо потренироваться в воображении, представить себя РЕАЛЬНОГО и своего собеседника. 

 

Увидеть и почувствовать свои затыки.

 

Отследить свои мысли. 

 

(Например, какой я не красивый, что они скажут, что подумают и т.д.).

Отслеживать себя внутренним вниманием и говорить от имени СЕБЯ.

Тогда звуки будут произноситься  поочередно, и не будет ступоров.

 

Надо понимать, какую звуковую картинку требуется получить, представить её и воспроизвести.

 

Почему появляется заикание.

 

В какой-то момент времени (как правило в детстве или подростковом возрасте) человек принимает решение не говорить звуки другим людям.

 

В силу своих причин. У каждого была своя травмирующая ситуация (агрессивная собака, злые одноклассники, различные случаи в семье).  При этом возникает страх, злость и т.д.

 

Но человек вынужден общаться с людьми.

 

Т.е., вынужден передавать им информацию. Например, сказать продавцу, что требуется купить.

Купить вещь надо.

 

Но говорить звуки для ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА наш герой не хочет.

Соответственно, «говорит» мысленно в голове.

 

А речевой аппарат не работает.

 

Так возникает ступор.

 

Заикающийся, который изучает иностранный язык, на этом самом языке заикается меньше или вообще перестает заикаться. 

 

Потому что на первых порах он думает-представляет, какие ЗВУКИ надо произнести, чтобы донести мысль до собеседника.

 

Но со временем человек снова “скатывается в бессознанку”, говорит привычным для себя способом.

 

И снова заикается, ступорит.

 

Сразу  отвечу на возражение, что речь должна быть свободной, на автомате, что не надо думать о том, как ты говоришь. Главное, что ты говоришь. 

 

Да, все верно, так и должно быть. Но только тогда, когда ты научишься правильно говорить.

 

На данный момент, если ты заикаешься, то говоришь на автомате и не правильно,

с запинками и ступорами.

 

Когда научишься говорить правильно, так же будешь переходить в “автоматический режим”.

 

Мозг очень  быстро учится. Как плохому, так и хорошему.

 

Предлагаю сделать следующее упражнение:

 

увидеть себя реального и проиграть  мысленно ситуацию, когда ты при большом количестве народа сильно заикаешься. 

Отследи свои чувства и эмоции.

 

У тебя может быть любой голос: некрасивый, писклявый, слабый — это не важно.

 

На первом этапе ты просто наблюдаешь и фиксируешь. Ничего не стараешься изменить.

 

Надо мысленно видеть и чувствовать свое лицо, свою артикуляцию во время речи.

 

И слышать каждый свой звук.

 

Именно ЗВУК, а не слово.

 

Улови эту разницу.

 

Со временем будешь это делать так же на автомате, но уже правильно.